Ключевые риски. Методология оценки рисков

В рамках функционирования СУРиВК Общество регулярно выявляет, оценивает риски и осуществляет их мониторинг, реализует мероприятия по снижению вероятности и потенциальных последствий реализации рисков, а также информирует об этом акционеров и иных заинтересованных лиц.

В 2023 г. риски в Обществе оценивались по трем уровням существенности, которые являются обобщенной оценкой вероятности и последствий реализации риска:

«умеренный» — не оказывающий существенного негативного влияния на показатели финансово‑хозяйственной деятельности, но требующий непрерывного мониторинга для своевременного выявления возможного роста уровня существенности риска;

«значимый» — уровень, при котором реализация риска может привести к значительным отклонениям ключевых показателей эффективности, краткосрочному приостановлению деятельности, снижению независимых рейтингов, негативному освещению деятельности;

«критический» — уровень, при котором реализация риска может привести к недостижению установленных органами управления целей, длительным прерываниям деятельности, негативному освещению деятельности в СМИ и снижению рыночной котировки акций Общества.

Предпочтительный риск (риск‑аппетит) Общества и его целевые показатели

В соответствии с политикой управления рисками и внутреннего контроля в 2023 г. решением Совета директоров Общества актуализирован предпочтительный риск (риск‑аппетит) (протокол от 05.10.2023 № 535/2023).

Установлены следующие целевые показатели предпочтительного риска (риск‑аппетита):

ПАО «Россети Кубань» обеспечивает надежное и качественное электроснабжение

ПАО «Россети Кубань» обеспечивает реализацию обязательств политики в области охраны труда, развитие и совершенствование системы управления охраной труда и культуры безопасности

ПАО «Россети Кубань» обеспечивает развитие и повышение доступности электросетевой инфраструктуры

ПАО «Россети Кубань» стремится к снижению потерь электроэнергии при ее передаче и распределении

ПАО «Россети Кубань» стремится к сохранению устойчивого финансового положения

ПАО «Россети Кубань» стремится к снижению (минимизации) негативного воздействия на окружающую среду

ПАО «Россети Кубань» обеспечивает соблюдение прав акционеров

ПАО «Россети Кубань» не приемлет нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации

ПАО «Россети Кубань» стремится к обеспечению технологического и инновационного развития путем проведения и внедрения научных разработок

ПАО «Россети Кубань» обеспечивает развитие кадрового потенциала электросетевого комплекса и поддерживает стабильно высокий уровень обеспеченности персоналом


Деятельность в рамках заявленного предпочтительного риска (риск‑аппетита) обеспечивает более высокую степень уверенности в достижении ПАО «Россети Кубань» установленных целей.

Управление ключевыми рисками Общества

По результатам ежеквартальной переоценки рисков, проводимой в течение 2023 г., на конец отчетного периода оценку «критический» и «значимый» получили девять ключевых рисков.

По всем ключевым рискам Обществом разрабатываются мероприятия, направленные на снижение и минимизацию последствий от реализации рисков, утверждается план мероприятий по управлению рисками Общества.

Результаты оценки уровня существенности ключевых рисков Общества в 2022 и 2023 гг., а также основные мероприятия, направленные на снижение и минимизацию последствий от реализации рисков, представлены ниже.

Значимый уровень риска

Критический уровень риска

ID риска Наименование и условное обозначение риска Уровень существенности риска на 31.12.2022 Уровень существенности риска на 31.12.2023 Мероприятия по управлению риском
ФР01‑13 Банкротство и ликвидация контрагентов
  1. Своевременное направление заявлений в суд для включения требований Общества в реестр кредиторов.
  2. Подготовка ответственными структурными подразделениями — центрами финансовой ответственности, инициирующими судебную работу (далее по тексту — ЦФО), документов, подтверждающих фактическое исполнение со стороны Общества обязательств, услуг и понесенных затрат, в том числе обосновывающих материалов, несогласованности действий структурных подразделений и т. п.
ФР01‑14 Вынесение судебных актов (разрешение споров) о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии не в пользу Общества
  1. Передача документов ЦФО в департамент правового обеспечения для проведения исковой работы.
  2. Подготовка ЦФО документов, подтверждающих фактическое исполнение со стороны Общества обязательств, услуг и понесенных затрат, в том числе обосновывающих материалов, несогласованности действий структурных подразделений и т. п.
ФР02‑01 Увеличение объемов финансирования инвестиционной программы в целом и (или) по отдельным титулам (по отношению к установленным лимитам)
  1. Контроль непревышения фактической удельной стоимости строительства (реконструкции) объектов по итогам работы за год.
  2. Контроль реализации инвестиционных проектов по стоимости и срокам.
  3. Применение методики планирования стоимости инвестиционных проектов при формировании инвестиционной программы Общества (при планировании, торгах и на этапе реализации инвестиционной программы)
ФР04‑02 Увеличение процентной ставки по кредитам и займам
  1. Проведение переговоров с банками-кредиторами, направление писем о рассмотрении возможности снижения процентных ставок по кредитам.
  2. Проведение закупочных процедур по выбору финансовых организаций с целью снижения стоимости кредитных ресурсов в ходе конкурентной борьбы банков‑участников.
  3. Поддержание показателей долговой нагрузки и ликвидности
ФР09‑01 Производственный травматизм в Обществе
  1. Обеспечение безопасных условий труда.
  2. Своевременное и качественное проведение работы с персоналом (инструктажи, стажировка, дублирование и т. п.).
  3. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
  4. Обеспечение видеофиксации подготовки и проведения работ на объектах.
  5. Организация психофизиологического обеспечения надежности профессиональной деятельности
ФР12‑04 Вовлечение Общества / работников Общества в коррупционную деятельность
  1. Реализация мероприятий Плана противодействия коррупции в ПАО «Россети Кубань» на 2023 г., в том числе:
  2. Проведение контрольных мероприятий на предмет соблюдения работниками принципов антикоррупционной политики Общества.
  3. Проведение служебных проверок и расследований по фактам нарушения принципов антикоррупционной политики Общества.
  4. Выявление и урегулирование конфликта интересов.
  5. Рассмотрение и разрешение информации о возможных фактах коррупции и иных злоупотреблениях.
  6. Просвещение и формирование основ законопослушного поведения работников, консультирование и обучение работников
ФР13‑03 Нарушение и/или прекращение функционирования объектов информационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем объектов электросетевого комплекса
  1. Включение в технические задания на создание объектов информационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем объектов электросетевого комплекса требований по информационной безопасности.
  2. Внедрение средств защиты информации на объектах информационной инфраструктуры в соответствии с техническими заданиями на их создание.
  3. Осуществление контроля за действиями работников Общества посредством систем информационной безопасности.
  4. Мониторинг и анализ внешних событий информационной безопасности.
  5. Применение сертифицированных средств защиты информации
ФР13‑05 Неправомерное воздействие на объекты электросетевого комплекса и их информационные и телекоммуникационные системы (террористического, диверсионного, криминального и иного характера), в том числе с использованием информационных технологий
  1. Установка на объектах электроэнергетики инженерных средств охраны, систем видеонаблюдения, систем контроля удаленного доступа, охранной сигнализации.
  2. Реконструкция инженерно‑технических средств охраны на объектах ТЭК.
  3. Организация физической охраны наиболее важных объектов ТЭК Общества.
  4. Включение в технические задания на создание объектов информационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем объектов электросетевого комплекса требований по информационной безопасности.
  5. Внедрение средств защиты информации на объектах информационной инфраструктуры в соответствии с техническими заданиями на их создание
ФР13‑07 Умышленные противоправные действия как со стороны юридических и физических лиц, так и со стороны работников Общества, наносящие экономический ущерб и вред деловой репутации
  1. Проверочные мероприятия финансово‑хозяйственной деятельности.
  2. Выявление фактов неправомерных действий экономической направленности со стороны работников и сторонних юридических и физических лиц.
  3. Направление в правоохранительные органы заявительских материалов и их последующее сопровождение
Карта ключевых рисков Общества

Уровень существенности рисков по итогам актуализации оценки оставался неизменным в течение 2023 г.

Реализация ключевых рисков

В 2023 г. зафиксирована реализация двух ключевых рисков:

  • производственный травматизм, оцененный как «критический»;
  • превышение объема финансирования инвестиционной программы над запланированными показателями.
ID риска Наименование риска Факт реализации риска с указанием последствий реализации Мероприятия, направленные на минимизацию последствий реализации риска
ФР09‑01 Производственный травматизм в Обществе Один групповой случай со смертельным исходом одного сотрудника, один случай легкого повреждения здоровья
  1. Проведение внепланового инструктажа:
    • руководителям производственных структурных подразделений и производственному персоналу;
    • персоналу, организующему и выполняющему работы на электроустановках.
  2. Проработка комментариев по оформлению наряда‑допуска и распоряжения для работы в электроустановках с лицами, имеющими право выдачи нарядов‑допусков и распоряжений.
  3. Проведение внеочередной проверки знаний требований правил и норм по охране труда, отраслевых актов и инструктивно‑технических документов.
  4. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах
ФР02‑01 Увеличение объемов финансирования инвестиционной программы в целом и (или) по отдельным титулам (по отношению к установленным лимитам) Объем финансирования объектов инвестиционной программы превысил на 10% плановые показатели, установленные в инвестиционной программе на 2023 г. Превышение плановых параметров обусловлено выполнением инвестиционных мероприятий в соответствии с условиями договоров технологического присоединения
  1. Корректировка инвестиционной программы ПАО «Россети Кубань» на 2023–2027 гг.
  2. Контроль соблюдения уровня долговой нагрузки в параметрах бизнес-плана